В продолжение войны

 

 

Коротким было затишье после вывода из Афганистана нашего воинского контингента. Буквально через пару лет после афганской войны пожар гражданского конфликта перекинулся уже в Таджикистан. Трудно подсчитать, сколько раз вертолетчики спасали отрезанные бандформированиями пограничные заставы и посты, под огнем эвакуировали пограничников на своих изрешеченных пулями «вертушках», высаживали и прикрывали десантников, на немыслимых виражах выводили своих «крокодилов» на прямой удар НУРСами и пушечного огня по окопавшимся в неприступных скалах душманам. Не будь у пограничников боевой авиации, там, очевидно, легла бы костьми не одна тысяча воинов в зеленых фуражках. Героические подвиги вертолетчиков наглядно подтверждены тем, что среди них нет ни одного экипажа, который бы не имел боевых наград. 

 

Поднебесье Афгана и горный Кавказ

С распадом СССР в декабре 1991 года, на постсоветском пространстве возникли новые независимые государства, которые приняли ряд документов, декларировавших создание своих пограничных структур. Единая пограничная служба СССР распалась, заметно ослабла охрана внешних государственных границ молодых суверенных государств бывшего Союза, а внутренние границы при этом оставались фактически прозрачными. После обретения Таджикистаном так называемой независимости в 1991 году российские пограничники продолжали охранять таджико-афганскую границу протяженностью в 1300 километров, которая проходит по реке Пяндж от вершин Памира до центральноазиатской равнины. В течение 1991 – 1992 гг. оперативная группа бывшего Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа (КСАПО) занималась вопросами охраны границы с Афганистаном, можно смело сказать, «на одном энтузиазме». 


В начале 1993 года обстановка на границе начала резко обостряться. В марте в северной афганской провинции Саманган сконцентрировалось до 1000 человек вооруженных боевиков. На Пянджском направлении была отмечена переброска 50 бронетранспортеров из г. Кундуз к линии границы, а также большое сосредоточение переправочных средств (лодки, плоты, бревна). В апреле 10 военнослужащих группы российских пограничников были захвачены неизвестными вооруженными лицами. На границе не прекращались боестолкновения с вооруженными нарушителями границы. В ночь на 8 марта 1993 года 50 боевиков напали на 9 заставу Московского пограничного отряда. 11 бандитов были уничтожены на переправе, остальные рассеяны. 16 марта в ходе двухчасового боя нападавшие потеряли убитыми 17 человек, но спустя две недели они вновь попытались прорваться через границу на участке 15-й заставы. Эта попытка им также не удалась. 


Пик боевых действий пришелся на начало апреля 1993 года. Более 120 моджахедов у кишлака Гузун начали скрытную переправу через реку Пяндж, но были обнаружены. Огонь танков, гранатометов и БМП вынудил боевиков, бросивших своих убитых и раненых, уйти в глубь ущелья. Остатки банды попытались вырваться из кольца через перевал Дарваз. На их пути находилась 16-я погранзастава. В ходе трехчасового боя нападавшие потеряли более 20 человек.


Вечером 29 мая 1993 года после мощного обстрела из минометов и гранатометов бандиты пошли в атаку на 11-ю заставу Московского погранотряда. В ходе отражения ожесточенных атак противника пограничникам неоднократно приходилось пускать в ход гранаты. Здесь героически погибли рядовые Х. Хамидов. К. Эшанкулов, младший сержант Г. Шеремет. На помощь заставе подоспели два вертолета. Атака с воздуха вынудила бандитов отступить.

 

13 июля 1993 года с утра на 12-й пограничной заставе Московского пограничного отряда завязался неравный бой пограничников с боевиками. В ходе тяжелого боя погибло 25 российских военнослужащих. К утру следующего дня застава была очищена от боевиков. 

Как тогда действовали летчики-пограничники можно показать на примере экипажа майора Ситнянского и других авиаторов.

 

 

Из книги «По обе стороны границы» (Афганистан: 1979 – 1989). М., «Граница», 1999:

 

«Вертушка» приближалась к цели. Внизу уже были видны разрывы и всполохи огня. Там вела бой 11-я пограничная застава Московского погранотряда. Боеприпасы были на исходе, и наши парни то и дело заглядывали в небо, ожидая спасительной подмоги.

 

- Приготовились, мужики! – Майор Геннадий Ситнянский произнес это скорее автоматически, заранее зная, что экипаж и без того собран. Летчик-штурман капитан Алексей Неробеев и борттехник старший лейтенант Василий Кайгородцев – не новички в подобных ситуациях. Ракетно-бомбовыми ударами вертолетчики накрыли сопку и выбили бандитов с господствующих высот. Но, как оказалось впоследствии, этот день был, что называется, лишь разминкой.

 

13 июля 1993 года вертолетчиков подняли по тревоге. Командир отряда полковник Василий Масюк был как всегда лаконичен и четок в доведении обстановки. С 12-й погранзаставой прервалась связь, и разведка докладывала, что слышна стрельба. На подмогу вышла бронегруппа, но через перевал она продвигалась медленно – саперы прощупывали каждый метр дороги. Майор Ситнянский взял на борт 28 человек десантников во главе с командиром отряда. Высадились на 13-й заставе у населенного пункта Иол. Полковник Масюк подошел к Геннадию Викторовичу:

 

- Слетай, посмотри, что да как. Только близко не подходи.

 

- Покрутился над перевалом, пытаясь связаться с 12-й заставой. Но на связь они так и не вышли, - рассказывает майор Ситнянский. – Получил приказ лететь в Московский, снаряжаться... К тому времени наши разведчики перехватили радиоразговор боевиков. Стало ясно, что застава занята бандитами. Но бой на земле все еще продолжался. Четыре раза вертолетчики наносили ракетные удары. Лишь под вечер «духи» стали покидать территорию заставы. Пограничная авиация еще раз ударила по хвосту колонны. Когда сели на заставу, увидели весь ужас прошедшего боя. Афганские наемники и таджикские боевики вырезали половину наших ребят. Из сорока восьми пограничников в живых осталось лишь двадцать три. В том, что они уцелели, есть заслуга и майора Геннадия Ситнянского с его экипажем.

 

Своей первой боевой наградой – медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» Геннадий Ситнянский был отмечен в звании старшего лейтенанта. Формулировка в личном деле скупа: «За храбрость и самоотверженность, проявленные в боевых действиям при оказании интернациональной помощи народу Афганистана». Геннадий Викторович рассказывает об этом тоже весьма лаконично:

 

- Проводилась операция по взятию крупной банды душманов в районе населенного пункта Рустак. Подавили огневые точки, высадили десант. С нашей стороны не было ни одного погибшего.

 

Трудно сосчитать подобные боевые эпизоды в службе майора Ситнянского. Достаточно сказать, что авиатор участвовал во всех крупных пограничных операциях, проводимых на территории Афганистана. Наносил ракетно-бомбовые удары, доставлял десант, боеприпасы, медикаменты, продовольствие, эвакуировал раненых. В последний раз был на афганской территории 15 февраля 1989 года – в день вывода войск. Девятью боевыми наградами отмечена «простая работа» офицера-пограничника. Небу майор Ситнянский не изменял никогда. Даже когда после Афганистана командование предложило ему учебу в академии, отказался – хотел летать. Более четырех тысяч часов налета у Геннадия Викторовича. Вечера Ситнянские стараются проводить все вместе, в кругу семьи: жена Люба, дочь Тамара и сын Владимир. Квартиры у них, конечно же, нет – «некогда» было получать, мотаясь по «точкам». В Воронеже снимают жилплощадь, оплата которой составляет чуть меньше половины денежного довольствия майора-пограничника. Когда получат собственное жилье, неизвестно никому...».

 

Майор Ситнянский Геннадий Викторович родился 4 января 1959 года в Волгоградской области. В 1981 году, по окончании Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков, был направлен в Прибалтийский пограничный округ, затем в Среднеазиатский пограничный округ, где прослужил до 1989 года. Неоднократно принимал участие в выполнении специальных заданий в Афганистане. С 1989 по 1996 гг. – Отдельный Арктический пограничный отряд, командировка в Таджикистан, затем Дальневосточный пограничный округ. С декабря 1997 года служил в Отдельной авиационной эскадрилье Западной пограничной группы. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степеней,  двумя орденами «Красной Звезды», орденом «За личное мужество», медалями.

 

 

 

Ситнянский Геннадий Викторович

 

 

 

 

 

Несмотря на принятые меры спокойнее на таджикско-афганской границе не стало. В 1994 году наряду с непрекращающимися вооруженными провокациями с территории Афганистана на Пянджском и Шуроабадском направлениях происходит резкая активизация их боевых действий против подразделений погранвойск РФ на Хорогском, затем на Калай-Хумбском, Ванчском и Язгулемском направлениях. В ходе активной погранпредставительской деятельности были сформированы «зоны безопасности» в афганском приграничье. Особенно напряженным и по количеству боевых столкновений, по их масштабу, и по числу погибших военнослужащих было время до 1997 года.


За мужество, самоотверженность, героизм и стойкость, проявленные в боях при охране и обороне таджикско-афганской границы 16 пограничников удостоены высшей награды – звания Героя России. Среди них были и авиаторы.  

 

Командир авиаэскадрильи 23-го Отдельного авиационного полка Группы пограничных войск Российской Федерации в Республике Таджикистан подполковник Тарасов Василий Владимирович с 1985 по 1989 годы воевал в Афганистане, а с 1990 года участвовал в урегулировании вооруженного конфликта в Республике Таджикистан. В послужном списке офицера десять спецопераций по предотвращению боевых действий бандитов на границе. Каждая по-своему интересна и памятна. К примеру, операция 25 сентября 1995 года на Шуроабадском направлении Московского пограничного отряда. Произведя ракетно-бомбовые удары, Тарасов В. В. не только ликвидировал склад боеприпасов, переправу, два миномета, пулемет и более 20 бандитов, но также обеспечил выход мотоманевренной группы в заданный район и ее прикрытие. На следующий день, вылетев по обстановке на участок 14-й заставы, он под огнем бандитов смело произвел посадку вертолета, взял на борт саперную группу, попавшую в окружение, и благополучно возвратился на аэродром. Во многом уникальны и поучительны также его действия по уничтожению бандформирования на участке 12-й заставы 6 апреля 1996 года. Во время работы ударная группа майора Тарасова попала под сильный зенитно-пулеметный обстрел противника. Только благодаря правильно организованному маневру вертолетов и нанесению точного ракетно-бомбового удара по позициям врага, были подавлены его огневые точки и обеспечено выполнение боевого задания. Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1996 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, майору Тарасову Василию Владимировичу присвоено звание Героя Российской Федерации. 

 

 

29 сентября 1996 года с территории Афганистана «духи» начали интенсивный пулеметно-минометный обстрел аэропорта Калай-Хумб. Били с горной вершины и из-за хребта. Командованием было принято решение найти и уничтожить минометную батарею бандитов. Экипаж в составе подполковников Юрия Ставицкого и Сергея Липового, летчика-штурмана капитана Игоря Будая и борттехника капитана Валерия Стовбы вылетел на выполнение задания. Сложного и опасного. Их вертолет попал под огонь крупнокалиберного пулемета ДШК. И хотя задание все-таки было выполнено, победа далась дорогой ценой: погибли капитаны Валерий Стовба и Игорь Будай. Командир вертолета с трудом дотянул машину до базы на одном работающем двигателе. 14 декабря 1996 года Указом Президента Российской Федерации всем членам экипажа было присвоено звание Героя России. Капитанам Игорю Будаю и Валерию Стовбе – посмертно... 

 

29 сентября 1996 года афганские бандформирования обстреляли аэродром Калай-Хумбского пограничного отряда в Таджикистане. Для подавления огневой позиции была поднята группа вертолетов, которую повел командир полка подполковник Липовой Сергей Анатольевич.  Над территорией Афганистана начался обстрел вертолетов из ДШК. Несколько пуль крупнокалиберного пулемета прошили борт его машины и попали в центральный носовой блистер, грузовой отсек, правый двигатель. Теряя высоту, вертолет начал падать на скалы. Липового не подвело мастерство. Экипаж вывел машину из снижения и на одном работающем двигателе добрался до погранотряда, приземлившись затем на своем аэродроме. 

 

 

 

 

Липовой Сергей Анатольевич

 

 

Юрий Иванович Ставицкий окончил Саратовское военное авиационное училище летчиков в 1874 году. Проходил службу на различных должностях в Тихоокеанском, Среднеазиатском пограничных округах, отдельной Арктической авиационной эскадрилье, в Северо-Западном пограничном округе. Имея на груди ордена «Красного Знамени» и «Красной Звезды», медали «Нестерова», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы СССР», а за спиной – немалый боевой афганский опыт, Ставицкий Юрий Иванович не раз с честью выходил из самых экстремальных ситуаций. Свидетельств тому немало. Самое яркое из них – последняя командировка в Таджикистан. Во время выполнения боевого вылета на участке Калай-Хумбского пограничного отряда вертолет подполковника Ставицкого был обстрелян из крупнокалиберного пулемета ДШК. Правый двигатель вертолета выключился, но летное мастерство, высочайший профессионализм и в этот раз не подвели командира вертолетного звена. Он вместе с Липовым С. А. сумел вывести дымящую боевую машину из-под обстрела и посадить ее на аэродроме погранотряда.

 

 

Будай Игорь Михайлович после окончания Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков в 1987 году  получил первое свое назначение на должность старшего летчика-штурмана вертолета «Ми-«8 в авиационную эскадрилью Прибалтийского пограничного округа. С сентября 1992 года проходил службу в Северо-Западном пограничном округе. Воинское звание «капитан» получил досрочно. В аттестации сказано: «Летать любит, летает уверенно. Умеет проявлять разумную инициативу, как на базовом аэродроме, так и при выполнении задач по охране Государственной границы России. Оперативно реагирует на изменение обстановки». В начале сентября 1996 года И. Будай был направлен в служебную командировку в Республику Таджикистан.

Когда 29.09.96 г. экипажи вступили в огневое противоборство с бандитами, капитан Будай вел стрельбу из грузовой кабины. Получив контузию, продолжал вести огонь до тех пор, пока не был смертельно ранен. 

 

 

Валерий Станиславович Стовба родился в 1966 году в Казахстане. На месте, где прошло его детство, невозможно установить памятную табличку. Колхоз «Карачок» Талды-Курганской области после распада СССР прекратил свое существование, от жилых домов почти ничего не осталось. Зато в Рахье же в течение долгого времени жили дедушка и бабушка. Сюда семья Валерия переехала из Казахстана в 1980 году. С 1980 по 1983 год будущий герой заканчивал среднюю общеобразовательную школу, а с 1983 года и по 1986 год обучался в Кировском авиационно-техническом училище в городе Вятка. Первое место службы – Бухта Провидения. Там Валерий пережил первое падение на вертолете. Как он шутливо рассказывал сестре Лене: «Упали в тундре. Кругом только снег и белые медведи. Вызвали помощь по рации и стали ждать. Хорошо, что сало с собой было. Вот сала наелись!» Уже из этой командировки Валерий вернулся, потеряв половину своей густой шевелюры. О своих дальнейших приключениях он уже не так охотно рассказывал родственникам. Боялся лишний раз тревожить маму. В Афганистане Валерий Стовба дважды был ранен. Один раз, когда вызволял из афганского плена своих товарищей. В каждый отпуск обязательно приезжал к родителям в Рахью с новыми наградами. На его груди были медали «За отличие в военной службе» I степени, «За боевые заслуги», «Орден дружбы» и почетный знак «За участие в боевых действиях на территории Афганистана». Советские войска были выведены из Афганистана в 1989 году. В 1993 году Валерия перевели на новое место службы – в Северо-западный пограничный округ.. Вроде бы получил небольшую передышку после окончания афганской войны. Он женился, у него родилась дочь. В 29 лет уже мог выйти на пенсию, но службу не бросил. Наверное, больше всего на свете любил летать. Сработало и чувство ответственности: большинство «афганцев» к тому времени ушли в запас, и армия чувствовала нехватку в кадровых офицерах, имеющих боевой опыт. В 1996 году Валерию Стовбе исполнился 31 год. Крупнокалиберная пуля из душманского ДШК, влетевшая в лобовое стекло вертолета, попала чуть выше сердца Валерия Стовбы, сидевшего за пулеметом. Смерть была мгновенной. В пос. Рахья ему установлен памятник. В авиационно-техническом училище города Вятка и в Центральном музее пограничных войск в Москве появились памятные доски. Каждый год 29 сентября однополчане Валерия собираются в доме его мамы в Рахье. Высокий, спортивный, жизнерадостный – таким они запомнили Валерия. Он не собирался погибать. «Сынок, я и не заметила, как ты шагнул в вечность», - грустит Людмила Дмитриевна... Такое вот совпадение: Рахьинская школа носит имя Героя Советского Союза летчика А. Т. Севастьянова. А спустя 40 лет после его гибели в ней обучался будущий Герой России вертолетчик Валерий Стовба.

 

(14 декабря 1996 года Указом Президента Российской Федерации всем четырем членам экипажа вертолета было присвоено звание Героя России. Капитанам Игорю Будаю и Валерию Стовбе – посмертно).

 

 

 

 

Стовба Валерий Станиславович

 

 

За двенадцать лет на таджикско-афганской границе произошло около трех с половиной тысяч пограничных инцидентов (528 боестолкновений; 1378 раз пограничные наряды, заставы и посты подвергались обстрелам; было предотвращено 1589 попыток прорыва границы), в ходе которых погибло 160 пограничников и 362 были ранены. За этот период было изъято 362 единицы огнестрельного оружия: от зенитных установок и переносных зенитно-ракетных комплексов до пулеметов и автоматов; свыше 446 тысяч различных боеприпасов: от реактивных и артиллерийских снарядов, мин до патронов. Эти оружие и боеприпасы никогда уже не станут средствами диверсий и террора. И немалая заслуга в этом российских летчиков-пограничников.

 

Печально, но в сентябре 2002 года трагически погиб командующий авиацией группы ФПС в Таджикистане генерал-майор Федеральной пограничной службы Платошин Владимир Валентинович. Он родился в 1956 году в Ульяновской области. После окончания Сызранского ВВАУЛ в 1977 году был направлен служить в 10-й оап Восточного пограничного округа КГБ СССР. Далее: участие в боевых действиях в Афганистане, за что был награжден орденом «За военные заслуги» и медалью «За боевые заслуги»; в 90-м году переведен служить в Воркуту, где командовал Арктическим полком пограничной авиации; летал и на Камчатке; после окончания академии Генерального штаба – снова таджико-афганская граница. Стал одним из самых молодых генерал-майоров России – в 39 лет. За заслуги в охране границы Директором ФПС России ему был вручен наградной пистолет.  

 

Краснознаменный 23-й авиаполк российских погранвойск в Таджикистане, более 22 лет защищавший границу на южных рубежах СССР и СНГ, в ноябре 2005 г. был выведен из республики. В торжественной обстановке пограничные вертолетные эскадрильи, совершив воздушный облет Душанбе с государственными флагами России и Таджикистана, взяли курс на Новосибирск. Оттуда они будут переброшены на один из участков российско-казахстанской границы. Вывод авиачасти осуществлялся в рамках передачи охраны таджикско-афганской границы под юрисдикцию Душанбе. В торжественных мероприятиях, которые прошли в душанбинском аэропорту, приняли участие представители руководства Управления авиации ФСБ РФ, командования таджикских погранвойск, группа ветеранов пограничной авиации во главе с первым командиром этой авиачасти, Героем Советского Союза генерал-майором в отставке Фаритом Шагалеевым. В период с 1992 по 1997 год шла гражданская война между поддерживаемым Москвой таджикским правительством и оппозицией, опиравшейся в основном на исламское движение Таджикистана. Через семь лет после установления мира, в 2004 году, окрепшее таджикское правительство решило вывести из страны российских пограничников.

 

Но, беда, как говорится, одна не ходит. В 1994 году начались боевые действия в Чечне, которые продолжаются до сих пор. Пришлось в них участвовать и летчикам российской пограничной авиации. А вот в этой войне основная боевая нагрузка по части летной работы легла уже на плечи авиаторов Краснознаменного Северо-Кавказского регионального пограничного управления ФСБ России. Основными задачами авиации округа здесь являлись: воздушная разведка и сопровождение колонн на марше; лишь при необходимости – огневая поддержка боевых действий наземных подразделений и десантирование небольших групп в тыл противника на выгодные в тактическом плане рубежи.

 

За мужество, проявленное при выполнении боевых задач, более 200 авиаторов-пограничников регионального Управления награждены нагрудными знаками отличия, медалями и орденами России. Среди них: полковники С. П. Василянский и П. Д. Вотинцев, подполковник Е. И. Шабанов, майоры В. А. Ванцев, А. В. Скиба, И. А. Реминский, Г. П. Усик. «Орденом мужества» награждены капитаны В. Г. Норов, С. В. Кураченко и прапорщик Д. В. Игнашков. В 2001 году звание Герой Российской Федерации  присвоено подполковнику Константинову Леониду Сергеевичу (посмертно).

 

 

Константинов Леонид Сергеевич родился 9 апреля 1961 года в д. Липовка Ибресинского района Чувашской АССР. После окончания средней школы в 1978 году поступил в Сызранское  высшее военное авиационное училище лётчиков. С 1982 года – в авиации пограничных войск. Последовательно прошёл от должности старшего лётчика-штурмана вертолёта «Ми-8» до командира вертолётов «Ми-8» и «Ка-27». С 1983 по 1985 гг. участвовал в боевых действиях в Республике Афганистан. С 1992 года – командир вертолётной эскадрильи, с 1997 года – старший офицер группы специалистов оперативно-войскового отдела «Астрахань» Кавказского особого пограничного округа. В период с 1992 по 31 мая 2001 года подполковник Л. С. Константинов систематически совершал вылеты в районы вооружённых конфликтов (Северная Осетия, Ингушетия, Дагестан, Чечня). Под его непосредственным руководством в декабре 1999 года была развёрнута авиационная группа «Гизель» для десантирования подразделений пограничной службы. Регулярно выполнял полёты в качестве командира экипажа вертолёта на территорию Чеченской Республики. В начальный период проведения крупномасштабной пограничной операции в Аргунском ущелье ежедневно совершал до семи боевых вылетов. Выполнение полётов было связано с риском для жизни, в условиях постоянного обстрела вертолётов боевиками, в сложных метеоусловиях высокогорья. Наиболее сложные боевые полёты Л. С. Константинов выполнял всегда самостоятельно, не перекладывая задачу на подчинённых. 31 мая 2001 года экипаж подполковника Л. С. Константинова выполнял перевозку депутатов Государственной Думы в г. Владикавказ. Во время полёта вертолёт был обстрелян из стрелкового оружия. Тяжелораненый подполковник Л. С. Константинов, вместе со штурманом вертолёта капитаном В. Г. Норовым, сумел вывести вертолёт из-под огня и произвести вынужденную посадку. По дороге в госпиталь подполковник Константинов скончался. Указом Президента Российской Федерации № 952 от 4 августа 2001 года подполковнику Константинову Леониду Сергеевичу за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

 

 

 

 

 

Константинов Леонид Сергеевич

 

 

Летная книжка ветерана Северо-Кавказского регионального пограничного управления ФСБ РФ «Летчика-снайпера» полковника Найденова Анатолия Николаевича впечатляет цифрами: шесть тысяч часов налета, пять типов освоенных самолетов и столько же вертолетов. Обширна и убедительна география послужного списка: остров Сахалин, Карелия, Заполярье, Памир, Афганистан, Закавказье, Северный Кавказ. Закончил службу с выслугой 35 лет в календарном исчислении и 58 – в льготном. Родился А. Найденов в г. Грозном. После окончания Сызранского авиаучилища, где готовили летчиков вертолетов, был направлен в 14-й отдельный авиационный отряд Тихоокеанского пограничного округа. В 1977 году принял под свое командование 10-й оап Краснознаменного Восточного пограничного округа. Здесь, после морских просторов, было высокогорье Памира, Горно-Бадахшанская АО. Летать было сложно. Но, как пригодился опыт полетов в горах потом, в Афганистане, где авиаполк принимал участие в боевых действиях с декабря 1979 года. Полк выполнял задачи десантирования десантно-штурмовых маневренных групп, их огневой поддержки, воздушной разведки и фотографирования, снабжения, а также осуществлял «свободную охоту» на душманские караваны с оружием и боеприпасами. Базировались на приграничной площадке «Лянгар» (2750 метров над уровнем моря).  Полковник Найденов считает, что особенность службы в погранавиации заключается прежде всего в универсальности каждого летчика и штурмана. Задач, которые им приходится выполнять, не счесть: это транспортировка личного состава и различных грузов, высадка десантов, огневая поддержка, разведка, помощь морякам в задержании кораблей-нарушителей. Конечно, для выполнения этих задач требуется опытный, высококлассный летный состав. Но летчики на границе и вырастают быстро – ведь летать им приходится много и почти всегда в сложных условиях. Порой трудно определить, кто в горах больше опасен – боевики или сложнейшая ветровая обстановка, разреженный воздух, из-за чего двигатели теряют мощность. Иногда, чтобы спасти раненого или сменить пост на высокогорье, летчики идут на нарушение всех наставлений и инструкций – ведь они просто не предусматривают возможность полета в таких условиях, а людей спасать надо, боевую задачу выполнить обязан. Вот и получается, что летный состав быстро растет, набирается опыта. Отдельный авиационный полк, базирующийся в Михайловске, самый летающий в погранвойсках России. Он стал настоящей школой асов. Ведь горы и война (а война есть война, если тысячи людей стреляют друг в друга, как бы ни именовали ее политики) быстро учат и дают ни с чем не сравнимый опыт. Полк несет боевые потери, погибли уже несколько человек летного состава. В 1995 году служебный долг снова привел полковника Найденова в «горячую точку». На этот раз – в Чечню. И как здесь пригодился афганский опыт! Там были душманы, здесь – боевики. Те и другие одурманены религиозным фанатизмом, считают, что исполняют волю Аллаха, борясь с «неверными». Никакой дипломатии не признают, понимают только силу. Осенью 1996 года подорванное службой в постоянных экстремальных условиях здоровье заставило летчика уволиться в запас. А дело его продолжают десятки поставленных им «на крыло» опытных высококлассных летчиков – лучший итог долгой, сложной и опасной службы. Правительство страны и командование погранвойск по достоинству оценили службу полковника Найденова. Анатолий Николаевич – кавалер трех орденов: «Красного Знамени», «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени и 12 медалей, среди которых одна –  от афганского правительства.

 

Найденов Анатолий Николаевич

 

Нынешнее поколение авиаторов стремится быть достойными своих предшественников. Руководство летчиками-пограничниками осуществляет Департамент авиации ФПС России. С 2000 по 2003 год  Департамент авиации Федеральной Пограничной службы возглавлял генерал-лейтенант Дубасов Александр Константинович. Он – «Заслуженный военный летчик России», «Летчик-снайпер». Освоил 5 типов воздушных судов (налёт более 5500 часов). «Ветеран боевых действий». Воевал в Афганистане (более 4-х лет). Награждён орденами: «Красного знамени», «Красной звезды», «За военные заслуги», медалью «За отвагу». Один из руководителей и участников специальной операции по десантированию подразделений в Аргунское ущелье на перекрытие чеченского участка российско-грузинской границы. Дубасов А. К. родился 22 декабря 1953 года в пос. Орловский Ростовской области. В 1975 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. Проходил службу в авиации пограничных войск КГБ СССР. В 1983 году окончил в Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Служил в Казахстане, на Камчатке. В 1998 году окончил Академию генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. До 2000 года проходил службу в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. С 2000 по 2003 год – начальник Департамента авиации Федеральной Пограничной службы России. С 2005 года – директор Авиационного департамента РОСТО (бывший ДОСААФ). Свой первый прыжок с парашютом совершил в 1971 году (в училище на 1 курсе). Имеет 150 прыжков с парашютом, инструктор ПДП, освоил парашюты ПТЛ-72, Т-4 и УТ-15.

 

 

 

 

Дубасов Александр Константинович

 

 

В завершение этого раздела:  


Гаврилов Николай Федорович. Родился 14 сентября 1958 года в селе Янгличи Канашского района Чувашии. После окончания Янгличинской средней школы в 1975 году поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1979 году с отличием. По распределению был направлен в пограничные войска КГБ СССР в г. Алма-Ату, где проходил службу с 1979 по 1987 годы на должностях от командира вертолёта до командира эскадрильи на вертолётах «Ми-8», «Ми-24» и «Ми-26». «Ветеран боевых действий» в Афганистане. В 1987 году поступил в Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, которую окончил в 1990 году с отличием и был направлен на должность заместителя командира полка в Туркмению. С 1992 по 1999 годы проходил службу старшим научным сотрудником – старшим лётчиком-испытателем НИИТЦ ФПС России в Москве. В 1993 году окончил школу лётчиков-испытателей при ЛИИ им. М. М. Громова. С 1999 года является руководителем авиации одного из силовых ведомств России. «Летчик-снайпер». Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2002 года полковнику Гаврилову Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Российской Федерации. В 2005 году полковнику Гаврилову Н. Ф. Указом Президента РФ присвоено очередное воинское звание генерал-майор.

 

 

 

 

 

Гаврилов Николай Федорович

 

 

 

Фрагменты из статьи Л. Приверхова «Николай ГАВРИЛОВ: ГОРЖУСЬ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНОЙ» (газета «Советская Чувашия»):

 

«Крепко сбитый, на вид коренастый и в то же время подтянутый, как и все военные люди, Николай Федорович словоохотлив. Чувствуется, готов поддержать разговор обо всем. Но об одном его лучше не расспрашивать. Хотя и вида не подаст, что неприятен вопрос, однако ответит сухо, словно отчеканит:

 

- Извините, о подвиге скажу кратко. Звезду Героя Российской Федерации получил за выполнение специального задания. По указу Президента России от 14 января 2002 года был удостоен столь высокого звания. О подробностях, к сожалению, пока говорить нельзя. 

 

Итак, с дипломом летчика-инженера выпускник училища лейтенант Н. Гаврилов начал служить в авиации пограничных войск КГБ на южных рубежах СССР. В характеристиках командования на поощрения стали повторяться слова: «грамотный, инициативный, энергичный специалист». Его заметили: от командира экипажа вертолета, не перепрыгивая через ступеньки служебной лестницы, он дослужился до командира эскадрильи. Воевал в Афганистане. На его счету более двух тысяч боевых вылетов.

 

- Я сам выполняю полеты в качестве летчика, - говорит Николай Федорович. – Постоянно участвую в выполнении специальных заданий. Я пилотировал вертолет во время посещения Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным первого пленарного заседания вновь избранной Думы Чеченской Республики.

 

Сказал об этом ровным голосом, как о будничной работе. Как и о том, что в 1987 поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, которую окончил с отличием. В личном деле появилась запись о новой должности –  заместитель командира отдельного авиационного полка. Генерал-майорами становятся не по штабным характеристикам, а по биографиям, написанным соленым потом. В 1992 году Николай Федорович был приглашен в Москву на научно-исследовательскую работу. Через год, после окончания школы летчиков-истребителей, он стал «Летчиком-снайпером», пилотом первого класса. Сейчас Н. Гаврилов руководит авиацией одной из силовых структур, сам участвует в спецзаданиях».

 

 

О характере деятельности такой структуры и спецзаданиях, которые она выполняет, можно получить представление из статьи Д. Лысенкова (взяты фрагменты): 

 

«Мне представилась уникальная возможность увидеть кадры, которые другие журналисты не видели, да и, скорее всего, никогда не увидят. Потому, что это была съёмка, не предназначенная для дальнейшего распространения. По всем отечественным и зарубежным СМИ лишь в печатном виде прошла информация о том, что президент России Путин посетил место гибели псковских десантников в Чечне, когда прилетал в Ханкалу. Информация без уточнений мало у кого вызвала интерес. На самом деле это был один из самых дерзких поступков Путина, который в полной мере полагается на профессионализм своих бывших коллег по «системе». А то, что президент счёл для себя обязанным возложить цветы на то место, где приняли свой последний бой 96 русских солдат и офицеров, заставило лично меня относиться к нему не только как к президенту страны, но и как к человеку. Дикая территория, практически не контролируемая федеральными войсками, и вдруг – вертолёт с президентом. Несколько человек охраны, не прекращающий держать обороты вертолёт, и красные гвоздики, укреплённые Путиным в форме креста – на ветках и у основания ствола искалеченного осколками и пулями дерева.

 

То, что делает сегодня Управление авиации ФСБ России – беспримерно. Им удались операции, которые по сложности и уникальности не с чем сравнить. Увы, о многих из них рассказывать нельзя, и можно будет ещё не скоро. «Авиация спецназа» – так себя называют эти люди, постоянно работающие вместе с «Альфой» и «Вымпелом», Центром специального назначения ФСБ России. По соображениям чрезвычайной секретности практически всех миссий Управления мы не можем назвать имени нашего сегодняшнего гостя. Скажем только, что он – один из руководителей этого подразделения ФСБ России. 

 

 

 

 

Вертолет «Ка-52» («Аллигатор»)

 

«Ка-52» предназначен для решения обычных для боевого вертолета задач борьбы с бронированными целями и огневой поддержки сухопутных войск, а также для разведки целей и их распределения между боевыми вертолетами. Кабина бронированная, двухместная. Обеспечивает членам экипажа защиту от огня автоматического оружия калибром до 23мм. Она оборудована тремя многофункциональными цветными жидкокристаллическими индикаторами, на которые выводится необходимая информация. Члены экипажа в полете используют шлемы с нашлемными прицелами и встроенной системой индикации. «Ка-52» имеет идентичное управление с двух рабочих мест, и при необходимости любой из членов экипажа может взять на себя пилотирование вертолета или управление оружием. Катапультируемые кресла летчика и штурмана-оператора расположены рядом. Необходимость во втором члене экипажа возникла вследствие того, что вертолет создан для ведения боевых действий ночью и для выполнения функций управления боевыми действиями группы ударных вертолетов (поиск целей, целеуказание и целераспределение, связь с наземными и воздушными командными пунктами).

 

В состав бортового всепогодного интегрального радиоэлектронного комплекса пилотирования, навигации, управления оружием, прицеливания и применения средств поражения введены тепловизор французской фирмы «Томсон» (или тепловизор отечественной разработки), новая бортовая РЛС «Арбалет» миллиметрового диапазона, выдающая трехмерную информацию о тактической обстановке, а также другое оборудование. Для автоматического обмена разведывательной и прицельной информацией между вертолетами в группе с командным пунктом управления вертолет имеет аппаратуру закрытой связи.

 

Вооружение: 1 x 30-мм пушка, 12 ПТУР «Вихрь» (или усовершенствованный вариант противотанковой ракеты «Шквал», обладающей значительно увеличенной бронепробиваемостью и большей дальностью пуска, а также новая мощная противотанковая ракета с дальностью пуска до 15 км).

 

 

 

- Мало кто знает о том, что в Федеральной службе безопасности есть своя авиация. Не говоря уже о том, что практически никто не знает, чем она занимается. Но, судя по кадрам оперативной съемки, которые Вы мне сейчас показывали, не только чеченским боевикам есть о чём задуматься. Намекаю на растерянный комментарий представителя администрации США, который мы сейчас смотрели по "Евроньюс"…

 

- Вот об этом больше не будем. Придёт время, мы сами всё расскажем через Центр общественных связей. Ну а то, что у спецслужб есть своя авиация – так это не просто нормально. Ни одна спецслужба мира без авиации обойтись не может. И не должна. В нашей стране она существовала, между прочим, с 1922 года и всегда выполняла сложнейшие задачи. Когда не стало СССР и новой властью была предпринята попытка разгромить КГБ, то в результате отделения от КГБ Федеральной пограничной службы, авиация тоже отошла пограничникам. Но спецслужбы без авиации – нонсенс. Поэтому в 1999 году была создана комиссия под руководством в ту пору начальника ООУ второго департамента ФСБ В. Козлова для создания собственной авиации. А фактически инициатором создания нашего Управления был нынешний первый заместитель директора ФСБ В. Проничев. Меньше чем за полгода авиация была создана и решены юридические и правовые вопросы. В феврале 2000 года мы уже полетели на своих крыльях выполнять спецзадания.

 

- Наверное, не нужно спрашивать о том, какой именно техникой укомплектовано Управление?

 

- Про всё, конечно, не скажу. Хотя, в основном, это самые с виду обычные «ТУ-154», «ТУ-134», и вертолёты. Другое дело, что наши летательные аппараты могут значительно больше, чем аналогичные гражданские или других силовых ведомств. Мы можем контролировать радиоэфир, пеленговать, обнаруживать и уничтожать цель. Кроме того, за два года мы создали абсолютно новый тип летательного аппарата, у которого много новых возможностей. Его панически боятся террористы, настойчивый интерес проявляют зарубежные специалисты…

 

- Принято считать, что создание новой техники – это прерогатива конструкторских бюро…

 

- Конечно, без их участия трудно было рассчитывать на создание чего-то принципиально нового. Но мы ведь не просто летчики, которые садятся за штурвалы и выполняют боевые задачи. Если ты служишь в Управлении авиации ФСБ, то этого недостаточно. В своё время, когда я служил в Афганистане, пришлось столкнуться с тем, что вертолёты в условиях горной войны и сложного рельефа местности и воздушных потоков, часто падали. Для меня это была и научная, и практическая задача. Удалось раскрыть причину, связанную с низкочастотными колебаниями, были проведены лётные испытания. Теперь все лётчики пользуются дополнением к инструкции экипажу, которая позволяет выйти из этих колебаний. Все лётчики Управления – профессионалы высочайшей квалификации, чрезвычайно одарённые люди, которые решают задачи, не только находясь в воздухе.

 

- Специфика вашей работы такова, что успехи Управления, связанные с выполнением боевых задач ничего не будут стоить, если вы не будете тщательно скрывать ваши возможности. Но всё же есть операции, о которых можно говорить «для прессы»? 

 

- То, что не является никаким секретом – это наша работа с «Альфой» и «Вымпелом». Мы доставляем их к месту проведения спецопераций. И это – не просто грузопассажирские рейсы. Работа с элитными подразделениями спецназа – это особая статья. Вовремя прибывший на место спецназовец может спасти человеческие жизни. Так было в Лазаревском, в Минводах. Уникальную операцию мы провели, когда террорист угнал «ТУ-154» из Махачкалы в Баку, а потом и в дальнее зарубежье. ...Через шесть часов сам самолёт, террорист и все пассажиры были возвращены в Россию. Известно, как чувствуют себя заложники, находясь в ситуации, когда никто: ни они, а часто и сам террорист не знает, что будет в следующую минуту. А тут люди вернулись домой через шесть часов, и даже не все успели понять, что, собственно, произошло. Вскоре после этого случился ещё один угон самолёта в Саудовскую Аравию. Руководство этой страны по религиозным соображениям не захотело принять помощь наших спецслужб, решив самостоятельно провести спецоперацию. Результат всем известен – погибшие, раненые, не говоря уже о том ужасе, который пережили все пассажиры. Я помню комментарий в вашей газете и Геннадия Николаевича Зайцева, бывшего командира «Альфы», и Сергея Алексеевича Гончарова, президента Ассоциации ветеранов «Альфы». Полностью разделяю их оценку действия саудовского спецназа как грубые и непрофессиональные. «Альфа» такой работы себе никогда бы не позволила. Это я к тому, что мы причастны к проведению антитеррористических операций ЦСН и соответствуем самым жестким стандартам и требованиям, предъявляемым к нашему спецназу. 

 

- Таким образом, можно считать, что Управление стало частью спецназа?

 

- Думаю, что вполне можно так сказать. Мы ведь не только повышаем эффективность действий нашего спецназа, но и причастны к тем операциям, которые он проводит. Этим-то наша авиация и отличается от любой другой государственной. Простой вопрос: для чего было бы создавать собственное Управление, если можно было бы обратиться в «Аэрофлот» или ВВС? У нас собственная, особенная подготовка. И она отчасти связана с тем, что мы обогащаем свой опыт за счёт нашего же спецназа. Это физическая, боевая, специальная подготовка. Ну и, конечно, это совершенно особенная ментальность. Сознание спецназовца, его постоянная готовность выполнить задачу уникальной сложности – это особое состояние, которое передалось нам. Без этого внутреннего ощущения – ты просто водитель вертолёта. Поэтому наши экипажи вполне в состоянии трое суток работать, не покидая кабины вертолёта и оставаться не просто на ногах, но и вполне работоспособным. Субботы, воскресенья, праздники для наших лётчиков – самые напряжённые дни дежурства. Чаще всего не приходится даже давать команду на тревожный сбор. Ребята научились правильно смотреть телевизор и слушать радио. Ты ещё только получаешь задачу, а лётный состав, инженеры, техники – уже на боевых постах. Это означает полную сосредоточенность и осознание того, что кроме тебя эту работу никто не сделает. Это всегда связано с повышенной опасностью и государственной безопасностью. Самые безобидные и открытые эпизоды нашей деятельности – это срочная доставка раненых в госпиталь и совместные учения антитеррористического центра СНГ в Бишкеке, Алма-Ате, Душанбе, Минске, совместные операции с МО, ГРУ. Правда, тут не без курьёзов.

 

- Что Вы имеете в виду?

 

- Я уже говорил, что наши вертолёты обладают уникальными возможностями круглосуточно контролировать ситуацию. Ну и, конечно, у нас есть собственные приёмы обнаружения противника. Обнаружили мы противника ночью, нанесли удар – прицельно и эффективно. И утром попросили авиаторов другого силового ведомства нанести контрольный удар по цели. Они прилетели, и цель вообще не смогли обнаружить. Днём! Нанесли удар по координатам по квадрату. При этом их авиация подверглась противодействию: один из вертолётов получил сильное повреждение – ракета попала прямо в крыло. Слава Богу, экипаж уцелел, вертолёт долетел до аэродрома вылета. Весь экипаж получил высокие награды. Да, ребята рисковали. Но вопрос: какой ущерб они нанесли противнику, и какой ценой? И в чём заключается талант руководителя? Не в том ли, чтобы с минимальными потерями нанести максимальный урон врагу? Всё должно быть сплавлено в единую ударную силу – новейшие достижения в технике, тактика, военная хитрость и искусство, храбрость. За это нужно поощрять, а не за то, что экипаж едва унёс ноги из-за неподготовленности операции.

 

- Кстати о наградах. Не будем уточнять, кто, за что, и какие персонально их получил. Скажите хотя бы об их количестве.

 

- У нас в Управлении три Героя России. Всего за два года мы получили 28 самых высоких наград Родины. И вполне естественно, что они расцениваются нашими людьми как коллективные. Мы – не поэты, которые в ночной тиши сочиняют стихи, а потом читают их восхищённой публике. Мы работаем вместе. Никто ничего не получил бы, более того, неизвестно, были бы живы, если бы не люди во всех звеньях Управления: весь наземный состав, бортинженеры, техники. Вот я раскрыл на первой странице «Памятку Герою России». Там чёрным по белому написано: «Герой должен…», и дальше перечисляется, что он должен – высоко нести честь и достоинство, воспитывать, показывать пример и так далее. Герой – это не куча льгот, как кто-то может подумать, а, прежде всего – обязанность. Хотя честно скажу – многое из того, что мы делаем, вполне можно характеризовать как подвиг.

 

- Тем не менее, это ваша ежедневная работа.

 

- Да, и если кому-то покажется, что мы постоянно выполняем сложные задачи, руководствуясь храбростью, дерзостью и профессионализмом – то это не совсем правильно. Все наши действия – просчитанные, продуманные, стократ подстрахованные. Так, как и должно быть в такой структуре, как ФСБ. Это просто правильно организованная работа, где не бывает «авось» и даже намёка на разгильдяйство и самоуверенную отвагу. И это совершенно правильно, что руководство антитеррористической операцией в Чечне по-прежнему осуществляется ФСБ. Даже население Чечни это высоко оценивает. Если сотрудник ФСБ что-то сказал, что-то спланировал – это значит, что за этим действительно стоит нечто значимое. Нет никакой сует и лишних маневров, коррупции и непродуманных действий. Наша работа довольно сильно отличается от деятельности других силовиков.

 

- Давайте вернёмся к технике, на которой вы летаете. В СМИ постоянно проходит информация о том, что разбился вертолёт, самолёт. Отдельные эксперты говорят о том, что техника, особенно вертолёты, на которых летает наша армия – старая рухлядь, которой давно место на свалке...

 

- Я отношусь к этому по-другому. С моей точки зрения, такой техники вообще не бывает. В авиации есть строжайшие нормы допусков. И если летательный аппарат падает, это значит, что кто-то эти нормы нарушил. У машины может быть только два физических состояния: она либо исправна, либо неисправна. И всё. По дешёвке на базаре мотор от вертолёта не купишь. И уровень надёжности – это комплексное мероприятие, суммирующее все составляющие: техника, люди, соблюдение требований документов, регламентирующих лётную работу. У нас, к примеру, большинство сотрудников закончили соответствующие училища с отличием, имеют огромный опыт и обострённое чувство ответственности. Человеческий фактор – это восемьдесят процентов надёжности, пятнадцать – техника и только пять – смерч, град или землетрясение. Вот недавний случай. Исправный армейский вертолёт искал исчезнувший в Чечне «Ми-24». На малой высоте, на малой скорости кружил над дачным посёлком в Черноречье. Пилот допустил падение тяги, закрутился – и машина рухнула. Как такое могло случиться, и при чём здесь техника? У нас в Управлении есть группа безопасности полётов. В ней – только опытные офицеры. В других аналогичных государственных структурах уровень гораздо ниже прапорщиков. Так не должно быть в принципе.

 

- Практика показывает, что без высокопрофессиональной авиации сегодня невозможны никакие боевые действия…

 

- Именно так. За две ночи вылетов только одного нашего вертолёта в Чечне по документальным и перепроверенным данным было уничтожено 150 боевиков, два схрона и целый лагерь. Сегодня без авиации вообще война немыслима. У нас есть опыт Кореи, Вьетнама, Югославии, Ближнего Востока, Афганистана, Чечни. Доля участия авиации в операциях армий сегодня приближается к 80%. А если говорить о том, что сегодня самая страшная угроза человечеству – террор, то значение нашей авиации, авиации спецназа невозможно переоценить. Терроризм в противостоянии с нами победить не может. Не только потому, что мы очень хорошо понимаем эту угрозу. Просто нет выбора». 

 

 

 

В завершение всего, что было изложено выше:  

 

Судя по историческим событиям многих тысяч лет, войнам на Земле по разным причинам конца не предвидится. И хочется надеяться на то, что в случае необходимости в России всегда найдутся воины, готовые постоять за своих родных и за нашу Родину!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература:

 

1. Боровик А. Афганистан. Еще раз про войну. М., 1990; 

2. Ляховский А., Забродин В. Тайны афганской войны. М., 1991;

3. Боярский В. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства, М., «Граница», 1992;

4. Книга Памяти: военнослужащие органов и войск КГБ СССР, погибшие в Республике Афганистан (1979 – 1989). М., «Граница», 1993;

5. Дроздов Ю. Вымысел исключен. М., 1996;

6. Королёв В. Современные боевые вертолёты. Мн., «Элайда», 1998;

7. По обе стороны границы (Афганистан: 1979—1989). М., «Граница», 1999.



Найти: на:

 

 

Главная страница 

Краткая историческая справка 

О боевых действиях пограничной авиации  

Они не вернулись из полета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz